главная разноегорячие пятна на нейтронных звездах

Горячие пятна на нейтронных звездах. / 26 апреля 2005 года /

Европейский рентгеновский космический телескоп XMM-Newton впервые обнаружил на поверхности трех изолированных нейтронных звезд вращающиеся «горячие пятна». Все эти звезды (PSR B0656-14, PSR B1055-52 и Geminga) находятся относительно недалеко от нас — на расстоянии около 800, 2000 и 500 световых лет соответственно. На снимке вверху показана одна из них — звезда Geminga. Все эти три звезды были хорошо известны ранее как мощные излучатели рентгеновского и гамма-излучения.

Напомним, что нейтронные звезды — это очень маленькие сверхплотные, которые состоят главным образом из нейтронов. Нейтронные звезды образуются после взрыва сверхновых (внешние слои взорвавшейся звезды выбрасываются в окружающее космическое пространство, а оставшееся ядро сжимается в маленький шарик диаметром несколько десятков километров). Нейтронные звезды очень быстро вращаются вокруг собственной оси. Во время рождения нейтронная звезда имеет очень высокую температуру. Предполагается, что потом температура ее поверхности постепенно уменьшается и через 100 тыс. лет она составляет не более 1 млн градусов.

В принципе, астрофизики и раньше предполагали, что существуют некие физические механизмы, благодаря которым электромагнитная энергия, испускаемая нейтронной звезды, может в некоторых местах как в воронку устремляться обратно на поверхность звезды. Эти области засасывания энергии, или «горячие пятна», могут повторно разогреваться, и температура в этих местах становится намного выше, чем на остальной остывающей поверхности. Однако такие явления, предсказанные теоретически, до сих пор никогда не наблюдались непосредственно. Поэтому можно сказать, что рентгеновский телескоп XMM-Newton произвел революцию в «тепловой географии» нейтронных звезд.

Астрономы, работавшие со снимками телескопа XMM-Newton, разделили поверхности упомянутых нейтронных звезд на 10 клиновидных областей и измерили температуру каждой такой области. Потом выяснилось, что энергия излучения каждой такой области периодически увеличивается и уменьшается. Кроме того, на поверхности звезды были обнаружены «горячие пятна» размером от 60 м до 1 км. Причем, элементы такого размера на поверхности объекта, который находится на расстоянии сотен и тысяч световых лет, были обнаружены впервые.

текст: Е. Волынкина