Научный центр
оперативного мониторинга Земли

 

RUS | ENG

главная новости космосакосмический мопед. made in russia

Космический мопед. Made in Russia. / 14 февраля 2005 года /

Конструкторы научно-производственного предприятия «Звезда» изобрели летающий скафандр-спасатель. Хотя называют его, скорее, не мотоцикл, а космический мопед. Теперь космонавту в открытом космосе ничто не страшно, даже оторваться от корабля.

Аналогов у разработки нет.

С виду это обычный скафандр «Орлан» — только в нем летать можно. Сзади появляется рюкзак с 16 реактивными двигателями, и инженер-конструктор примеряет устройство. Это в невесомости скафандр легко одевается. На Земле в него втиснуться не так-то просто. Впрочем, как уверяют разработчики, отечественный все равно удобнее скафандров НАСА.

«Наш скафандр позволяет осуществить выход одному человеку и закрыться, загерметизировать дверь без посторонней помощи — в отличие от их скафандров, — объясняет инженер-конструктор научно-производственного предприятия „Звезда“ Геннадий Щавелев. — У них это просто невозможно, нужен обязательно помощник».

Раньше у наших космонавтов, работающих в открытом космосе, практически не было никаких шансов спастись в случае обрыва страховочного фала. Подобрать человека мог только космический челнок, да и то, если повезет и если он будет на орбите. Теперь в случае нештатной ситуации космонавт, оторвавшись от станции, просто включит двигатели, и струи сжатого воздуха мгновенно вернут его обратно.

Максимальная скорость — 1 метр в секунду. Это та скорость, которая необходима для возвращения назад на станцию. Из рюкзака выезжает штанга с пультом управления. «Органы управления достаточно удобные», — доволен испытатель.

Впервые об индивидуальном транспортном средстве для космонавта задумались еще в 1970-е годы. Тогда для военной космической станции «Алмаз» был спроектирован боевой мотоцикл с пороховыми двигателями. Предполагалось, что с его помощью космонавт будет подлетать к вражеским спутникам и закладывать на них взрывчатку.

Проект мотозвездных войн остался неосуществленным. Первый же действующий мотоцикл для облета станции «Мир» 15 лет назад опробовал Александр Серебров. Разработали мотоцикл здесь же, на НПО «Звезда». Здесь же Серебров отрабатывал маневр пристыковки к «Миру». Мотоцикл парковался с внешней стороны станции и впоследствии, совершив всего несколько полетов, вместе с «Миром» был затоплен.

«Космический мотоцикл предназначен прежде всего для того, чтобы выполнять какие-то специальные операции в открытом космосе. Например, облететь станцию, шаттл или „Буран“, — рассказывает заместитель генерального конструктора „Звезды“ Сергей Поздняков. — Есть система для спасения космонавта».

Конструкторы новую разработку называют скорее не мотоцикл, а космический мопед — и меньше в несколько раз, и легче. Теперь устройство для спасения космонавтов остается только испытать на орбите. Произойдет это не раньше, чем через год, когда возобновятся регулярные полеты шаттлов на МКС.

Источник: http://www.vesti.ru

Версия для печати

    Еще в рубрике: Получены первые научные данные со спутников «СириусСат-1,2», Унификация продукции: запущен в серию новый комплекс приема информации ДЗЗ, КА «Канопус-В» № 3 И № 4 выведены на расчетные орбиты, КА «Ангосат» выведен на орбиту, Выводы аварийной комиссии,
    Все материалы

© Официальный сайт Научного центра оперативного мониторинга Земли (НЦ ОМЗ) АО «Российские космические системы». При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

127490, Москва, ул. Декабристов, вл.51, стр. 25
Тел.: (495) 925-04-19, (495) 229-43-89, Факс: (495) 509-12-00
E-mail: ntsomz@ntsomz.ru, service@ntsomz.ru

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Система Orphus