Научный центр
оперативного мониторинга Земли

 

RUS | ENG

главная новости космоса"клипер": европа выбирает российский многоразовик

"Клипер": Европа выбирает российский многоразовик. / 11 июля 2005 года /

Европейское космическое агентство (ESA) рассматривает перспективу своего участия в создании российского пилотируемого космического модуля многоразового использования.

В настоящее время американские космические челноки являются единственным транспортным средством, способным доставить последние крупногабаритные элементы для завершения строительства Международной космической станции, включая и европейский модуль «Колумбус». Поскольку МКС предполагается использовать и после запланированного прекращения полетов шаттлов в 2010 г., уже сейчас и НАСА, и другие космические агентства готовятся к созданию новых космических транспортных систем, которые будут обслуживать орбитальную станцию и станут ключевым элементом других космических программ. Наиболее перспективным проектом многоразового космического перевозчика считается российский пилотируемый аппарат нового поколения «Клипер».

Как сообщает Spaceref, европейское и российское космические агентства рассматривают возможность кооперации и совместного производства многоразового космического корабля нового поколения.

«Конструктивно „Союз-Т„ принадлежит к эпохе 1960-х, и сейчас очевидно, что он морально устарел, — заявил бельгийский астронавт Франк де Винне (Frank de Winne) на недавнем авиашоу Ле-Бурже, где агентство Роскосмос представило уменьшенную модель „Клипера„. — Кроме того, его производство — это трудоемкий и дорогостоящий процесс. Сейчас американцы исследуют возможность создания транспортного средства нового типа, которое они назвали Crew Exploration Vehicle. Со своей стороны, европейцы чрезвычайно заинтересованы в аналогичном летательном аппарате. В настоящий момент мы обсуждаем с российскими коллегами, каким образом мы сможем сотрудничать в этом проекте. Россия обратилась также и к другим странам, например, к Японии, с предложением участвовать не только в разработке, но и в эксплуатации модуля. „Клипер„ — это как раз то, что нам нужно. Он даст нам возможность запускать на околоземную орбиту собственных космонавтов».

«Российский челнок представляет собой аппарат, в конструкции которого использованы материалы и технологии, появившиеся уже после создания российского „Бурана„ и американских шаттлов, — объясняет инженер РКК „Энергия„ Владимир Данеев. — Многие технологии — это российское ноу-хау, но все же мы стремимся привлечь и новейшие европейские разработки».

Совсем недавно в одном из выпусков Euronews весь мир обошли эксклюзивные кадры полномасштабной модели «Клипера», которая сейчас находится в сборочном цехе РКК «Энергия». Будущий челнок состоит из трех модулей, он похож на «крепко сбитый» короткокрылый самолет, способный доставить на орбиту пятерых космонавтов и 500 кг полезного груза или двух космонавтов и 700 кг груза. Для возвращения «Клипера» на Землю рассматривается два варианта: парашютный спуск либо приземление на посадочную полосу аэродрома. Собственная масса аппарата составляет 13 т, он будет выводиться на орбиту при помощи модифицированной ракеты «Союз» или других перспективных носителей — в частности, ракеты-носителя «Онега». Расчетная продолжительность его эксплуатации — около 20 полетов. Кстати, в Ле-Бурже недалеко от «Клипера» демонстрировалась модель пусковой установки «Союз», которая сейчас строится на европейской стартовой площадке во Французской Гвиане. Предполагается, что, начиная с 2008 г., она будет использоваться для запуска спутников. Вполне возможно, что и «Клипер» однажды взлетит с этой же площадки. Пока что это не входит в планы ESA, но российские официальные представители не скрывают надежд на будущее.

«Международное сотрудничество представляет собой наиболее оптимальный путь осуществления крупных, дорогостоящих проектов, — говорит один из самых влиятельных представителей российской космической промышленности Игорь Бармин. — По этой причине любой совместный проект, несомненно, принесет выгоду как России, так и Европе».

Потенциал российского челнока не исчерпывается обслуживанием МКС. Он может с успехом использоваться также для полетов на Луну или к другим планетам Солнечной системы. Решение об участии Европы в этом проекте будет принято на встрече представителей государств Европейского сообщества, которые будут принимать космическую программу ESA в декабре 2005 г. «Я уверен в том, что проект сотрудничества будет одобрен, — заявляет руководитель программы пилотируемых полетов и космических исследований ESA Даниель Сакотте (Daniel Sacotte). — Дело не только в политическом аспекте сделки, наше участие в проекте „Клипер„ даст дополнительный импульс развитию европейских технологий. С другой стороны, это будет способствовать формированию видения научных перспектив Европы в освоении космоса, в чем так нуждаются многие молодые европейцы».

Источник: http://www.cnews.ru

Версия для печати

    Еще в рубрике: Получены первые научные данные со спутников «СириусСат-1,2», Унификация продукции: запущен в серию новый комплекс приема информации ДЗЗ, КА «Канопус-В» № 3 И № 4 выведены на расчетные орбиты, КА «Ангосат» выведен на орбиту, Выводы аварийной комиссии,
    Все материалы

© Официальный сайт Научного центра оперативного мониторинга Земли (НЦ ОМЗ) АО «Российские космические системы». При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

127490, Москва, ул. Декабристов, вл.51, стр. 25
Тел.: (495) 925-04-19, (495) 229-43-89, Факс: (495) 509-12-00
E-mail: ntsomz@ntsomz.ru, service@ntsomz.ru

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Система Orphus