главная новости космосаза пределами солнечной системы открыты еще 12 планет

За пределами солнечной системы открыты еще 12 планет. / 21 февраля 2005 года /

Первую планету за пределами солнечной системы астрономы смогли обнаружить лишь в 1995 г. С тех пор количество известных «экзо-планет» перевалило за сотню. А за последний месяц их количество увеличилось сразу на 12 штук и стало равняться 145. 12 последних планет обнаружили три группы астрономов, работавших по проекту поиска чужих планет HARPS (High Accuracy Radial velocity Planet Search) в обсерватории La Silla в Чили и на телескопе Keck на Гавайях. Эти планеты вращаются вокруг звезд, которые в каталоге именуются как HD 2638 b, HD 27894 b, HD 63454 b, HD 102117 b, HD 93083 b, HD 142022A b, HD 45350 b, HD 99492 b, HD 117207 b, HD 183263 b и HD 188015 b.

Большинство из известных планет, расположенных за пределами солнечной системы, относятся к классу газовых гигантов, подобных Юпитеру или Сатурну. На твердую Землю они совсем не похожи и весьма маловероятно, что на них могут быть какие-то формы жизни.

Среди 12 новых планет газовыми гигантами являются шесть. Две из них по массе сравнимы с Сатурном; три относятся к классу «горячих юпитеров» из-за того, что они очень близко располагаются к своим звездам; а шестая планета как минимум в 4,5 раза тяжелее Юпитера.

Среди оставшихся шести «свежеоткрытых» планет одна является самой миниатюрной среди всех известных «экзо-планет». По размерам она в 5 раз меньше Плутона. Она вращается вокруг пульсара — быстро вращающейся нейтронной звезды. Это четвертая по счету планета, обнаруженная у пульсара. Причем все они принадлежат к одному и тому же пульсару PSR B1257+12. Правда, природные условия на всех этих планетах из-за близости пульсара, испускающего мощное высокоэнергетичное излучение, должны быть очень неблагоприятными для каких бы то ни было форм жизни.

Планета у пульсара была обнаружена при исследовании импульсов излучения, испускаемых пульсаром. Планета вносит в этот процесс периодические искажения, благодаря чему она и была найдена.

Газовых гигантов нашли традиционным способом — измеряя изменения радиальной скорости звезды-хозяйки. Под действием гравитационного поля своей планеты звезда периодически сдвигается. Этот «физический» сдвиг приводит к сдвигу спектра излучения звезды в красную или синюю область спектра (в зависимости от направления сдвига).

текст: Е. Волынкина