главная новостиновости космосаэкипаж мкс готовит рабочее место для сменщиков

Экипаж МКС готовит рабочее место для сменщиков. / 4 апреля 2005 года /

Пребывание на МКС 10-го долговременного экипажа подходит к концу. Сейчас Лерой Чиао и Салижан Шарипов занимаются проведением научных экспериментов, подготовкой к прибытию своих сменщиков Сергея Крикалева и Джона Филлипса и подготовкой стации к первому после долгого перерыва визиту «шаттла».

В прошлый понедельник Лерой Чиао и Салижан Шарипов провели второй выход в открытый космос, во время которого они установили антенны для системы автоматической стыковки с новым европейским грузовым кораблем и вручную запустили на околоземную орбиту маленький (5 кг весом) российский спутник. Поэтому в последующие дни недели они занимались «ликвидацией последствий» этого выхода в открытый космос: разложили по своим местам оборудование и инструменты, использовавшиеся во время работ на внешней поверхности МКС, очистили и упаковали скафандры «Орлан», а также провели кое-какие «перестановки» в стыковочном модуле «Пирс».

Затем экипаж начал упаковку оборудования, которое предстоит отправить со станции на Землю на «шаттле», который должен прилететь на МКС во второй половине мая. Кроме того, Чиао и Шарипов проверили работу камер, которые новый экипаж станции будет использовать для фотографирования теплозащитной обшивки «шаттла». Проверка оказалась нелишней: обнаружилось, что в одной из камер время от времени возникают ошибки чтения данных с карты памяти.

Экипаж также продолжил «борьбу» с генератором кислорода «Электрон». Этот генератор уже не раз чинили, но периодически в нем возникают всякие неполадки. Вот и с последние недели он работал нестабильно. Специалисты российского ЦУПа продолжают ломать голову над тем, чтобы еще такое с ним сделать, чтобы он работал нормально.

Напомним, что на МКС сейчас не работают два из четырех гироскопов, которые должны управлять ориентацией станции в пространстве. Причем один из оставшихся рабочих гироскопов сразу же после завершения выхода космонавтов в открытый космос как-то необычно завибрировал (к счастью, продолжалось это недолго). Это еще одна проблема для специалистов ЦУПа (только американского, так как гироскопы американские). Один из неработающих гироскопов планируется починить во время выхода в открытый космос астронавтов «шаттла» Discovery.

Ну а следующий, 11-й по счету, экипаж МКС продолжает подготовку к полету. В воскресенье 3 апреля Сергей Крикалев, Джон Филлипс и астронавт Европейского космического агентства Роберто Виттори полетели на космодром Байконур для примерки и проверки корабля «Союз». Сегодня они должны вернуться в Звездный городок и продолжить подготовку к своей экспедиции. Запуск «Союза» намечен на 14 апреля.

текст: Е. Волынкина