главная новостиновости космосаогромный радиотелескоп будет оснащен суперкомпьютером

Огромный радиотелескоп будет оснащен суперкомпьютером. / 4 мая 2005 года /

Один из крупнейших в мире суперкомпьютеров будет обслуживать новейший радиотелескоп LOFAR. Телескоп предназначен для исследования истории первых звезд, изучения магнитного поля нашей галактики и возможного открытия неизвестных источников космических лучей большой энергии.

Вместо одной большой тарелки в LOFAR будут использоваться тысячи радиоантенн. Результирующий сигнал от всех антенн будет формироваться с помощью нового суперкомпьютера Stella, расположенного в Университете Гронингена (University of Groningen) в Голландии, который неофициально признан третьим из самых мощных суперкомпьютеров в мире.

Одной из задач суперкомпьютера является обработка радиоволн с длиной волны до 30 метров, принимаемых радиотелескопом.

Один из слоев атмосферы, ионосфера, негативно влияет на радиоволны, что в итоге сказывается на четкости получаемого изображения. Для построения четкого изображения Stella моделирует помехи и вносит компенсирующие поправки в режиме реального времени, что задействует всю мощность суперкомпьютера — 27,4 трлн. операций в секунду.

Разработка пирамидной антенны радиотелескопа обошелся относительно недорого, около 150 млн. евро ($195 млн.).

Приемники радиосигналов будут разбросаны по территории протяженностью 400 км с центром на севере Голландии и соединены между собой оптоволоконной сетью с пропускной способностью в 22 Тб/сек.

Сейчас задействовано лишь 100 антенн из 20 тыс., которые планируется установить и ввести в эксплуатацию в течение ближайших трех лет, что сделает LOFAR самым чувствительным длинноволновым радиотелескопом.

Одной из главных задач радиотелескопа является обнаружение так называемого космического средневековья — несколько сотен миллионов лет после Большого взрыва. Астрономы пытаются узнать, что появилось раньше, звезды или такие необычные объекты как квазары.

С помощью LOFAR будут наблюдать формирование галактик, составлять структуру магнитных полей нашей и соседних галактик и определять частицы большой энергии, бомбящие атмосферу Земли. Также возможно удастся обнаружить источник космических лучей, до сих пор остающихся загадкой для науки.

Похожий радиотелескоп под названием Long Wavelength Array (LWA) планируется построить в Нью-Мексико.

Источник: CNews.ru