НЦ ОМЗ :: НовостиНовости Космоса :: Версия для печати

Последнее российское "космическое" судно ушло с молотка за бесценок

Работавшее на космос российское научное судно «Космонавт Георгий Добровольский» во вторник было продано с аукциона в Королеве меньше чем за миллион долларов, сообщил руководитель пресс-службы Роскосмоса Вячеслав Давиденко. Научный флот России лишился своего последнего «космического» судна.

«Судно приобретено фирмой Natalia shiping Ltd, зарегистрированной в островном государстве Сент-Китс и Невис (Антильские острова), за 24,6 миллиона рублей», — сказал «Интерфаксу» Давиденко. Он напомнил, что стартовая цена лота составляла 24 млн рублей.

«Вырученные при продаже судна средства поступят в федеральный бюджет», — отметил Давиденко.

Как ранее сообщили в Роскосмосе, установленная на судне «Космонавт Георгий Добровольский» аппаратура морально устарела, содержание корабля обходится более чем в 1 млн рублей в месяц и является убыточным. Решение выставить судно на аукцион было принято Роскосмосом и Росимуществом после консультаций с генеральными конструкторами космических комплексов.

Между тем, как ранее рассказал бывший капитан корабля, Сергей Суворов, "телеметрическая аппаратура «Добровольского» стоит бешеных денег, в ней много палладия, платины, золота и серебра, не говоря уже о том, что кроме специального космического оборудования, установленного в 26 лабораториях, на корабле много и другого ценного имущества. «Так что для покупателей это поистине Клондайк», — считает он.

Кстати, ремонт судна стоил бы около 900 тыс. долларов, то есть чуть больше суммы, за которую его продали.

Из 11 кораблей космического флота СССР, а потом и России в настоящее время уцелели только два, при этом НИС «Космонавт Виктор Пацаев» давно уже выведено из плавсостава и используется в качестве одного из корпусов калининградского Музея мирового океана.

Научное судно «Космонавт Георгий Добровольский»

Построено в 1968 году в СССР. Порт приписки — Санкт- Петербург, место стоянки — в городе Светлом Калининградской области. Теплоход находился в хозяйственном ведении ФГУП «НПО измерительной техники» и использовался как командно-измерительный комплекс при работе с космическими аппаратами.

Его длина — 121,8 м;
ширина — 16,7 м;
максимальная дальность плавания — 16 тыс. миль;
водоизмещение — 8950 т;
полный вес — 6405,1 т.

В течение последних десяти лет «Георгий Добровольский» не выходил в рейс для выполнения задач, связанных с исследованием космоса.

«Добровольский» был перегнан в Светлый в 2003 году распоряжением руководства «Росавиакосмоса» (ныне Федеральное космическое агентство «Роскосмос») из Санкт-Петербурга. Сегодня корабль брошен на произвол судьбы: капитан Суворов уволен, дежурный экипаж постоянно меняется, на судне нет электроэнергии и тепла. В то же время, по мнению специалистов, по своим техническим характеристикам судно пригодно к дальнейшему использованию еще в течение нескольких десятков лет. Несмотря на возраст (оно построено в 1968 году как лесовоз, переоборудовано в 1978 году), его корпус ледового класса имеет износ не более 7%, а моторесурс главного двигателя и других механизмов не выработан.

Еще год назад моряки ждали средств на ремонт, после которого «Добровольский» должен был уйти для работы к берегам Французской Гвинеи, к космодрому Куру. Но деньги так и не появились. Экипаж и ветераны морского космического флота начали борьбу за судно. Однако на их обращения не ответили ни судовладелец — генеральный директор ФГУП «НПО измерительной техники» Геннадий Райкунов, ни руководство Федерального космического агентства, по программам которого работал «Георгий Добровольский», обеспечивая связь с космическими кораблями и орбитальными станциями.

Ученые обращались даже к Владимиру Путину, требуя не допустить списания корабля. Предлагали разные варианты его дальнейшего «трудоустройства». Известный летчик-космонавт Валерий Губанов предложил обучать на «Добровольском» слушателей Высшей академии космических войск им. Можайского. Была идея использовать судно и в международных спасательных экспедициях МЧС как современный плавучий госпиталь. Можно было использовать НИС и для предсказаний цунами и ураганов, что особенно актуально сегодня.

Но с мнением специалистов считаться не стали. "Страна теряет очень многое, — заявил «Независимой газете» заместитель директора Калининградского филиала ФГУП «НПО измерительной техники» Николай Буров, бывший начальником 14 экспедиций на судах космической связи.

Еще в ноябре прошлого года Буров официально обратился к руководству Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с просьбой «приостановить исполнение поспешного решения Федерального космического агентства от 05.11.2004 о списании НИС „Космонавт Георгий Добровольский“, так как это решение принималось с подачи людей уважаемых, но никогда не ходивших на этом судне в море, не знающих всех его мореходных качеств и истинного состояния, не являющихся профессионалами в вопросах его прямой эксплуатации». Письмо «приняли к сведению».

«Обработка получаемой от космических аппаратов информации в судовых лабораториях — это вчерашний день, — заявил „НГ“ главный специалист „Роскосмоса“ Леонид Вернигора. — Морские космические суда нам не нужны. Поэтому „Добровольский“ обречен и будет продан».

Источник: NEWSru.com


URL документа: http://www.ntsomz.ru/news/news_cosmos/lastship_07_12_05
Copyright © НЦ ОМЗ