Научный центр
оперативного мониторинга Земли

 

RUS | ENG

главная новостиновости космосашаттл закрывает американскую пилотируемую программу

Шаттл закрывает американскую пилотируемую программу. / 25 июля 2005 года /

Слово «закрывает» использовано в заголовке не случайно. Причем, совсем не из-за того, что летнее стартовое «окно» орбитальной ступени «Дискавери», уполномоченной стать первым шаттлом на орбите после катастрофы корабля «Колумбия», по меткому выражению представителя российского ЦУПа «сократилось до размеров форточки».

Просто программа дальнейшего использования многоразовой транспортной космической системы «Спейс Шаттл», точнее, отсутствие внятного изложения таковой, позволяет сделать этот нелестный для нашего американского партнера вывод.
Общепризнанный факт: шаттлы дезактивируют к 2010 году. К этому же сроку планировалось завершить строительство МКС, опять же с помощью американских кораблей, на которые изначально ориентировалась вся программа международного орбитального комплекса. Для этой цели еще в бытность прежнего директора НАСА Шона О’Кифа скалькулировали необходимое (как казалось) число полетов многоразовых кораблей. А именно, — 28.

Следовательно, практически за оставшееся время пришлось бы стартовать 6 раз в год, а то и чаще! Такой темп маловероятен, учитывая сегодняшнее состояние программы «Спейс Шаттл». Справедливости ради отметим, что самым урожайным для шаттлов оказался 1985 г., когда челноки запустили целых 9 раз. Но и орбитальных ступеней тогда было 4, а сегодня только 3.

Но, в конечном счете, дело даже не в этом. Не успел новый менеджер НАСА Майкл Гриффин обжиться в своем офисе, как число «28» пересмотрел в сторону уменьшения. Теперь специальная комиссия обещает окончательно определиться с количеством необходимых для МКС стартов в сентябре текущего года. Если прежнее значение вызывало в российском Роскосмосе справедливое «эх, если бы чуть-чуть побольше!», то ожидаемое решение не комментируется никак. Ясно, что и раньше полетов не хватило бы. Таким образом, американское стремление завершить строительство МКС остается, похоже, только «декларацией о намерениях».

Теперь о самих намерениях. Ведь шаттл сегодня в отличие от 1985 г. предназначен исключительно для нужд МКС. Доказано, что выводить на орбиту космические аппараты гораздо дешевле одноразовыми ракетами-носителями, в том числе — и российскими. Между тем, отношение американского космического руководства к станции публично, обращаясь к сенатской комиссии по науке и космосу, выразил 18 мая сам Гриффин. «Научно – исследовательский потенциал станции ограничен», — политкорректно, но так, чтобы не осталось никаких сомнений, заявил он. („The station is limited in its research potential“, Reuters, May 18).

Американцев трудно обвинить в отсутствии прагматизма. Поэтому думать, что они сделают все возможное в угоду международному партнерству и ради идеи, в которую не верят, по крайней мере, недальновидно.

В таком случае, зачем вообще тратить средства на старую транспортную систему и рисковать имиджем страны, а главное, жизнями лучших людей Америки? Ведь программа модернизации, в частности, корабля «Дискавери» так и не завершена. Не лучше ли сосредоточить усилия на разработке нового корабля?

Лучше. Гриффин как раз и проинформировал сенаторов о намерении снять часть средств с научной программы МКС и перекинуть их на счет перспективного исследовательского корабля CEV. Причем просьба одного из сенаторов назвать основные аспекты научной деятельности на борту станции отнюдь не застала руководителя НАСА врасплох. Майкл Гриффин заявил, что на станции хорошо проводить испытания материальной части (hardware) и «некоторые научные эксперименты».

Вместе с тем, подводя черту под своим выступлением, а заодно, пожалуй, и под всей американской частью программы МКС, Гриффин добавил, что все это можно было бы с успехом осуществлять и на Земле. «Если бы у нас не было станции, мы бы так и поступили. Но коль скоро она есть, — посмотрим, как ее можно использовать» („If we did not have a space station, we might do otherwise, but having one we will look for the opportunities to use it“.)

Иными словами, предлагается всерьез верить, что шаттлы будут ритмично летать ради самого присутствия людей в космосе, потому что других целей наш партнер для МКС пока не нашел. С логической точки зрения вывод очевиден. Правда, есть еще политика, и прочее, и прочее…

Самые оптимистические расчеты показывают, что даже форсирование работ за счет программы МКС по новому кораблю CEV оторвет его от старта вместе с экипажем не ранее 2014 года.

А до этого – беспилотный вакуум.

Источник: http://rian.ru

Версия для печати

    Еще в рубрике: Получены первые научные данные со спутников «СириусСат-1,2», Унификация продукции: запущен в серию новый комплекс приема информации ДЗЗ, КА «Канопус-В» № 3 И № 4 выведены на расчетные орбиты, КА «Ангосат» выведен на орбиту, Выводы аварийной комиссии,
    Все материалы

© Официальный сайт Научного центра оперативного мониторинга Земли (НЦ ОМЗ) АО «Российские космические системы». При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

127490, Москва, ул. Декабристов, вл.51, стр. 25
Тел.: (495) 925-04-19, (495) 229-43-89, Факс: (495) 509-12-00
E-mail: ntsomz@ntsomz.ru, service@ntsomz.ru

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Система Orphus