Научный центр
оперативного мониторинга Земли

 

RUS | ENG

главная новостиновости космосаевропа ухватилась за «клипер»

Европа ухватилась за «Клипер». / 22 июня 2005 года /

Во вторник глава Роскосмоса Анатолий Перминов, вернувшийся на днях из Ле-Бурже (предместье Парижа), подвел итоги работы агентства на 46-м международном авиационно-космическом салоне Paris Air Show-2005. По его словам, во время работы салона Роскосмосу и предприятиям, входящим в его структуру, удалось успешно провести переговоры с многими зарубежными партнерами. Перминов наконец лично познакомился с новым главой NASA Майклом Гриффином и обсудил с ним совместный план действий по Международной космической станции (МКС) на ближайшее время, в том числе возобновление полетов шаттлов (на 14 июля, по словам Перминова, предварительно намечен запуск Discovery). Также прошли встречи российской стороны с представителями комитета по космосу Франции по поводу пусков российских ракет «Союз» в Гвиане, и состоялись переговоры с бразильцами о запуске их космонавта на МКС в 2006–2007 годах.
И, наконец, европейской общественности показали макет многоразового корабля «Клипер», который считается перспективной разработкой и темой для сотрудничества между Россией и Европой в сфере пилотируемой космонавтики.
Отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru», Перминов напомнил, что переговоры по «Клиперу» с европейцами идут «уже полгода». За это время представители Европейского космического агентства (ЕКА) познакомились не только с техническими деталями проекта, но и с финансовыми расчетами по «Клиперу». И еще до открытия салона, 10 июня, руководитель директората пилотируемых программ ЕКА Даниэль Сакотт на встрече в Роскосмосе сообщил, что агентство собирается «поддержать эту российскую разработку и в декабре 2005 года представит совету министров ЕКА план нашего сотрудничества». Так что демонстрация макета «Клипера» на авиакосмическом салоне во Франции имела уже больше пропагандистские цели. И не зря – к «Клиперу» проявила интерес Япония.
В апреле этого года макет корабля уже возили в эту страну, на Всемирную выставку «Экспо-2005» в городе Нагоя, но тогда предложений по сотрудничеству Роскосмосу не поступило. Когда же заинтересованность в проекте проявили европейцы, Японское космическое агентство, видимо, поверило, что его можно реализовать, и поспешило заявить о своем возможном участии в проекте. Как сообщил журналистам Перминов, «мы пригласили представителей Японского космического агентства на МАКС (Московский авиационно-космический салон – «Газета.Ru»), где более подробно познакомим их с проектом «Клипер».
Интерес Европы к созданию совместного пилотируемого корабля можно понять: до сих пор европейские космонавты летают на орбиту на чужих кораблях.
Причем проблема даже не в том, что приходится расплачиваться за места в российских «Союзах» или шаттлах. Просто ЕКА находится в полной зависимости от своих партнеров: например, после катастрофы шаттла Columbia агентству каждый раз приходится договариваться с Роскосмосом о запуске очередного космонавта, а места в «Союзе» российская сторона все-таки предпочитает резервировать для космотуристов, которые больше платят. Кроме того, после катастрофы Columbia европейское агентство, которое до того времени в сфере пилотируемых полетов плотно сотрудничало с NASA, разочаровалось в своем партнере (США не выполнили ряд договоренностей по МКС). И кооперация с небогатой, но опытной российской промышленностью оказалось для ЕКА более или менее комфортным выходом из сложившейся ситуации.
Теперь европейское агентство рассчитывает стать полноценным партнером по проекту «Клипер». Как пояснил «Газете.Ru» Анатолий Перминов, часть конструкций корабля будут проектировать и изготавливать на европейских предприятиях (хотя даже ракета-носитель, по словам главы Роскосмоса, будет российской – европейскую Ariane-5 для «Клипера» использовать не собираются). То есть, судя по всему, это действительно будет кооперация на уровне конструкторских решений.
Но вот для России проект по созданию «Клипера» не выглядит таким уж замечательным и перспективным событием.
Как пояснил «Газете.Ru» член-корреспондент Российской академии космонавтики Александр Железняков, разработка «Клипера» началась в РКК «Энергия» достаточно давно – лет 12 назад и, «увы, но это не новый корабль, а лишь развитие того, что уже есть». «Он использует технические решения, реализованные сорок лет назад при создании «Союза», а также некоторые идеи многоразовых кораблей, – отметил эксперт. – Я бы сравнил переход от «Союза» к «Клиперу» с созданием новой модификации самолета с поршневым двигателем. Это даже не переход от турбовинтового к реактивному, а именно модификация уже существующего». Так что, по словам Железнякова, «говорить о качественно новом шаге в отечественной пилотируемой космонавтике нельзя, потому что нет этого шага. Хорошо, что перестаем отступать назад, но продолжаем топтаться на одном месте».
Впрочем, судя по всему, это вполне нормальная ситуация – альтернативы «Клиперу» в российской космической промышленности не существует и в ближайшее время появиться не может. РКК «Энергия» является монополистом в сфере пилотируемой космонавтики. Как пояснил Железняков, в разные годы разработкой пилотируемых аппаратов в России занимались четыре организации: «Энергия», «ЦСКБ-Прогресс», НПО машиностроения и НПО «Молния». До летных экземпляров дошли не все их разработки (например, самарские корабли так и остались на бумаге, остальные летали, хотя некоторые и в беспилотных вариантах). Однако сейчас трудно предположить, что кто-то, кроме РКК «Энергия», может предложить жизнеспособный вариант, который к 2011 году можно было бы довести до летного экземпляра.
«Поэтому выбор «Энергии» в качестве безальтернативного разработчика нового корабля понятен и объясним, хотя подобное положение вещей меня не радует, – отметил Железняков. – Гораздо эффективнее, если подобные проекты реализуются на условиях тендера. Но нашу космонавтику загнали в такую дыру, что выбирать не приходится».
В России полноразмерный макет «Клипера» собираются показать широкой общественности в августе, на Международном авиакосмическом салоне МАКС-2005.
Тогда же, как пообещал Перминов, Роскосмос представит более детальную информацию по проекту, его бизнес-план и стоимость (сейчас эта информация, по словам главы агентства, является «конфиденциальной»). Тем более что к тому времени правительство, скорее всего, уже одобрит федеральную космическую программу России на 2006–2015 годы. На пятилетку начиная с 2006 года она предусматривает выделение на «Клипер» более трех миллиардов бюджетных рублей.
http://www.gazeta.ru

Версия для печати

    Еще в рубрике: Получены первые научные данные со спутников «СириусСат-1,2», Унификация продукции: запущен в серию новый комплекс приема информации ДЗЗ, КА «Канопус-В» № 3 И № 4 выведены на расчетные орбиты, КА «Ангосат» выведен на орбиту, Выводы аварийной комиссии,
    Все материалы

© Официальный сайт Научного центра оперативного мониторинга Земли (НЦ ОМЗ) АО «Российские космические системы». При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна.

127490, Москва, ул. Декабристов, вл.51, стр. 25
Тел.: (495) 925-04-19, (495) 229-43-89, Факс: (495) 509-12-00
E-mail: ntsomz@ntsomz.ru, service@ntsomz.ru

 

Яндекс цитирования Rambler's Top100 Система Orphus